Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

…Среди членов родового коллектива раньше всех других специалистов обособились металлурги, ведавшие сложным, опасным и несколько таинственным делом обработки руды в горнах и ковки раскаленного металла. Совершенно естественно, что с ростом общественного разделения труда именно кузнецы стали первыми ремесленниками-специалистами, что именно их, творцов металла, народ окружил сотнями различных легенд и поверий: кузнец — колдун, «хитрец», находился под покровительством русского Гефеста — бога Сварога, он мог не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец является победителем дракона — Змея-Горыныча, которого он приковывает за язык.

Тяжесть этой работы хорошо известна и древнерусским литературным памятникам. Даниил Заточник восклицает: «Лучше бы ми железо варити, ни [нежели] со злою женою быти». Очевидно, варка железа считалась трудней¬шей из работ, известных автору.

Дутье (или «дмонка») являлось основной работой при варке железа. Меха раздувались вручную. Эта непрерывная работа и делала процесс варки столь тяжелым. Важность дутья для выплавки железа из руды хорошо осознавалась уже давно. Недаром тот же Даниил Заточник, сам себя называющий «смысленым и крепким в замыслах», пишет, что «не огнь творит разжение железу, но надмение мешное». «Надмение» — дутье; отсюда надменный — надутый; от этого же корня происходит и глагол «дмать» (очевидно, в форме «дъмати») и название горна — «домна» («дъмна), «домница». С появлением дутья («надмения мешного») печь или горн превратились в «домницу», а с разрастанием производства термин «домница» охватил все печи с применением мехов. В результате нагнетания воздуха в домницу там происходит процесс восстановления железа. Восстановленное железо сползает по углям вниз, собираясь на дне домницы в виде ноздреватой и вязкой массы, так называемой крицы, «кричного железа» (этого же корня слово «кръч» — кузнец, ковач железа).

От глагола «ковать» произведено много слов, обозначающих и мастера, и его инструменты, и продукцию: коваль, ковач, наковальня, ко- вадло (иногда молот, иногда наковальня), подкова, оковы или ковы, ковчег (железный ящик) и др. Термин «кузнец», производный от слова «кузнь» (металлическое изделие вообще, а потом только драгоценное), к процессу ковки отношения не имеет. Глагол «кузнечить» позднейшего происхождения. Говоря о кузнецах в нашем смысле слова, древние документы часто добавляют «кузнец железу»; кроме того, встречаются термины «вътрь» и «кърчи» в значении «кузнец». Например, «кърчи новый кладовом» — кузнец кует молотом. Слово «кърчи» стоит в не­сомненной связи со словом «крица».

Ковка производилась молотом («млат», «омлат», «ковадло», отсюда «кувалда», «кый» и «киянка» — деревянный молоток у современных столяров). В зависи­мости от назначения, молоты были различного веса и формы — от тяжелых и массивных молотов у подручного кузнеца-молотобойца до неболь­ших молотков, которыми кузнец орудует сам, или непосредственно ударяя по железу, или подставляя свой молоток (подбойник, кладиво) на место, тре­бующее удара, а по молотку бьет своим тяжелым молотом подручный.

Специализация кузнечного дела зашла в городе несравненно дальше, чем в деревне, где кузнец был одновременно и ювелиром. В городе и само кузнечное дело распалось на несколько специальностей, и кузнецы уже не занимались ни литьем, ни выработкой украшений иным способом. В городе ювелиры окон­чательно отделились от кузнецов.

Естественно, что наибольшее количество поверий, легенд и обрядов было связано с важнейшим ремеслом — кузнечным. Загадочный процесс превращения руды в железо, ковка раскаленной докрасна полосы, тайна закалки в воде или в струе воздуха, хитроумные приспособления для литья и смелое обращение кузнеца с огнем,— вся эта необычная для пахаря производственная обстановка неизбежно ставила в его глазах кузнеца в особое положение. У всех народов мира кузнецы считались какими-то необычными, сверхъестественными суще­ствами, колдунами, чародеями, с одной стороны, благодетельными, с другой, как все чародеи, опасными.

В русском фольклоре сохранилось много заговоров, в которых фигурирует кузнец; кузнецы также считались знахарями и колдунами; от кузнечных про­изводственных терминов производились слова, имевшие смысл хитрого, опас­ного. Так, например, с глаголом «ковать» тесно связано слово «ковы», имеющее смысл злоумышления, и «ковьник» — мятежник, замышляющий зло. Отсюда же и слово «коварство», имеющее два различных смысла: один, более древ­ний — «умение», «разумность», «смышленность» и другой, сохранившийся до современности,— «лукавство». Совершенно такова же судьба слов «хитрость» (первоначальный смысл которого означал «умение», «мастерство», «знание», «художество») и «хитрец», являвшееся синонимом «мастера», «художника», «ученого», «мудреца», «создателя», «знатока». В XII в. летописец писал о по­строенной князем Андреем Боголюбским церкви, что она «всею добродетелью церковьною исполнена, изьмечтана всею хитростью» (Ипат. л., 1175); несколько позднее в подобном случае говорили: «человеческыми хытростьми утворена или мастерскими козньми и умышлении и догады преухорошена». Встречается и слово «хытрокознец» — искусный художник. Слово «кузнь» стоит, несомненно, в близкой связи со словами «къзнь», «кознь», означающими как изделие, ху­дожество, так и злой умысел. В этом отношении русские кузнецы очень близки к греческому богу — кузнецу Гефесту, которому одинаково приписывали и умение, и мастерство, и хитрость, и колдовство, выражавшиеся одним и тем же словом (техно(-э)).

Кузнецов считали врачами, колдунами, которые могут сковать счастье, приворожить любимого, определить судьбу. В былине о Святогоре и Илье рассказывается о том, как Святогор поехал к «Сиверным горам» узнавать у куз­неца о своей судьбе: «В кузнице кузнец кует два тонких волоса. Говорит бо­гатырь таковы слова: „А что ты куешь, кузнец?“—Отвечает кузнец: „Я кую судьбину, кому на ком жениться»“. Часто кузнецы выступают как покровители брака, и к ним обращаются девушки с просьбами сковать венец или колечко.

(с) «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ»
ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ АКАДЕМИКА Б. Д. ГРЕКОВА и М. И. АРТАМОНОВА

veter kerchi

Мы Вконтакте

Друзья сайта

Антивирус 360 Total Security Premium

Фаза Луны