Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Способность соли предохранять пищу от порчи («солить»), характерные свойства - резкий вкус («соленый»), внешний вид (белый цвет, множественность составляющих, сыпучесть), растворимость в воде, потрескивание в огне - способствуют развитию символических значений, порождают многочисленные поверья и богатую ритуальную практику. Соль ассоциируется также с умом, любовью и дружбой и др.

Устойчивое соединение двух самоценных по себе и собственной символике продуктов «хлеб соль» образует единство, основополагающее для многих ритуалов.

Соль была одним из немногих товаров, который крестьянам приходилось покупать (соляные бунты из-за поднятия налогов на Соль являются фактом российской историиXVIIв.), поэтому соль ассоциировалась с богатством (рус.новгород. как в солено корыто провалиться 'оказаться в достатке', воронеж. жить то не в досол, то в не доед 'жить в нужде, впроголодь', словац. nema sizac ofunt soliku pit [не на что фунт соли купить], ср. также болг., макед., серб.'соленый'=«дорогой»). Случайно дважды посоленное блюдо, а также соль, увиденная во сне, предвещали прибыль (полес., рус.).


Обращения с солью
Обращение с солью регулируется множеством правил. Солонку с солью ставили на обеденный стол в первую очередь (иначе дьявол скачет по столу и гадит в еду — болг.), кривым русские называли накрытый для обеда или ужина стол без соль.


Болгары верили, что если на столе стоят угощения, а соль нет, это плохой знак для дома и семьи. Строго запрещалось макать хлеб в солонку, поскольку Иуда, предавший Христа, съел кусок, обмокнутый в «солило»(в. лав.). Нельзя топтать соль (болг.), ссыпать на землю соль, оставшуюся от обеда в поле (полес.), бросать соль в огонь (будет прокляти тот, кто ее бросил, и его дом; появятся бородавки; будут болеть глаза).

Запрещалось одалживать соль после захода солнца, когда отелилась корова, накануне больших праздников (словац.). По болгарским поверьям, болезнью глаз будет наказан всякий, кто крадет или дарит соль, не возвращает соль, взятую взаймы, а жителей дома, где закончится соль, ждут ссоры и болезни. Если под голову вместо подушки положить мешок с солью, человека парализует (макед.).

Рассыпавшаяся соль предвещает ссору, разлад в супружеской жизни, несчастья (в. слав., з. слав.). Чтобы не поссориться, просыпанною солью нужно посыпать голову, соль присыпать сахаром (архангел.), а подавая соль,следует смеяться(рус.).

В знак дружбы и расположения хозяева встречали гостя хлебом и солью (в. слав.), маслом и солью (болг.), солью, вином и хлебом(болг.), солью и горилкой (полес.).


Количеством съеденной вместе соли измерялись человеческие отношения: рус. съесть пуд соли с кем либо., Съешь бочку соли, пока хорошо его узнаешь, Девять килограммов соли излижешь, пока поймешь человека.

Соль связывается с любовью, ср.рус. дон. соль 'дорогой, возлюбленный' (как обращение), рус.«Соли не жалей, так есть веселей»; «Без хлеба не сытно, а без соли не сладко»; «Щи капустою пригожи, а солью укусны», ср. словацкую загадку «Меня никто не ест, без меня никто не хочет есть».

Несоленая пища воспринимается как демоническая и нечистая. При ритуальном кормлении домашних духов, желая их умилостивить, им выносят несоленую пищу; если же посолить угощение, демоны мстят (пол.,укр.).


Поляки считают, что ведьмы готовят себе пищу без соли. Соль и Соленая пища способны уничтожить демонов. В Македонии полагали, что змей может умереть от южной воды.

Соление/несоление пищи регламентировалось при приготовлении ритуальных блюд: не солили кутью (рус.), выпечку, приносимую на могилы, и масло, предназначенное для освящения на Пасху (пол).

«Соленое» противопоставлялось «сладкому», например, в свадебной обрядности: поляки не солили тесто для свадебного каравая, молодые на свадьбе ели несолёную кашу — для «сладкой» жизни.

Соли должно быть в меру: Плоха еда без соли, плоха и пересоленная. Чтобы не пересолить пищу, русские приговаривали при приготовлении блюд: «Недосол на столе, пересол на спине». Чересчур соленая пища (пересол) символизирует нарушение социальных норм (рус. переселить щи (кашу) ‘превзойти меру, впасть в крайность’), жизненные трудности и физические страдания (рус. соленый ‘изнурительный, тяжелый ‘доставляющий много неприятностей, причиняющий горе’).

При куваде на родинном или крестильном обеде отец должен был съесть смесь соли, хрена и перца с вином и брагой; огуречный рассолом с солеными сухарями; круто посоленную кашу (крестильная каша, пересол) или ложку каши наполовину с Солью.


При этом повивальная бабка приговаривала: «Как тебе солоно брать, так жонке твоей было рожать».

Избыточное количество соли ассоциируется также с любовной жаждой и страстью.
Вост. славяне верили, что если пища пересолена, то повариха влюбилась, а кто ест без соли, того никто не любит.

Гадая в канун Рождества и св. Андрея, девушка перед сном ела круто посоленную пищу (лепешку, кашу, смесь воды, муки и соли, соленую рыбу — рус. пересел, солозовка), ожидая, что во сне придет суженый и даст напиться.


В Нижегородской губ. парни накануне Рождества Делали пересол: клали под подушку смесь хлеба, соли и воды в наперстке, чтобы во сне явилась невеста.

«Соленый» охватывает и сферу физиологии, эротики, ср. рус. жаргон. солун ‘мужской половой орган,, рус. соленый ‘непристойный, неприятчный’, болг. солени думы ‘непристойности’, серб. слани видове ‘сальные анекдоты,.

Соль символизирует ум человека
Ср.рус. соль, пол. sol, с. х. со 'остроумие,рассудок', 'что-то очень важное, самая суть', рус.диал. безсолый, малосолый, пол. nieslony 'недогадливый,неопытный', серб. «У поповоj глави има соли» (о мудром священнике).

Чтобы ребенок вырос умным, поляки сразу после рождения давали ему соли, а также верили, что ребенок будет смышленым, если при крещении ему на лицо попадет немного соли.

Ряд поверий, запретов и ритуалов определяется связью соли с потом и слезами, а также страданием. Гуцулки не брали соль в руку, когда ели пасху, чтобы при шитье не потели руки.

Поляки считали, что соль предвещает слезы, а потому не вносили ее в новый дом и не давали уходящему. Как продолжение негативной оценки резкого вкуса пересоленной пищи формируется символика «неудачи», ср. рус. солонъік получить, укр. на'істися солі ‘получить отказ при сватовстве’.

Соль обладает консервирующими свойствами
«Пресное тухнет, а в СОЛИ да в квасу хоть терпнет, да крепнет», «Пей горчее, ешь солонее: умрешь, не сгниешь» (рус.).

Соление является одним из основных способов заготовки пищи впрок. В Сербии мясо солил старший мужчина в доме. Чтобы заготовленное мясо не портилось, ночью перед солением он воздерживался от связи с женой.

При этом он не должен был никому сообщать, что солит мясо. Беременным и родившим женщинам (до очистительной молитвы) заготовкой заниматься запрещалось — овощи не засолятся, прокиснут.

Соление овощей, мяса зависело от фазы луны. Однако предписания на этот счет противоречивы: рекомендовалось солить и до новолуния, и в новолуние, и на ущербе месяца, и в полнолуние. Украинцы советовали солить на полном месяце, «щоб повненька удалась», тогда как русские не солили на полнолуние, предполагая, что огурцы и капуста быстро испортятся.


Иногда соление носило условный, символический или игровой характер: белорусы и русские бросали в подойник крупинку соли, чтобы молоко не портилось. Жители Вологодчины на святки в дни ритуального очищения и обеспечения детей здоровьем на предстоящий год солили снятков — сажали детей нагими в большую корзину и посыпали снегом, а затем «для рассола» обливали холодной водой.

Парни солили девушек на масленицу, катая их по рассыпанной на полy костре (остаткам стеблей льнa), или в чистый понедельник, закапывая в снег (рус., словен.). «Солили» обычно девушек, не вступивших в брак в этом сезоне, чтобы они «не испортились», а также женщин, не имевших детей, чтобы они забеременели (вологод.).

Священная соль

Особую магическую силу приобретала соль, освященная на богоявление (чеш.), в день св. Агаты, в чистый четверг, на пасху («вона для всего», полес.), Тодоров день, Юрьев день, a также сохраненная с рождественского сочельника, рождества или нового года.

Освященную соль ели, зашивали в одежду, носили с собой, бросали в воду для питья. Оберегаемый предмет посыпали с. или обмывали водой с с. по поверьям жителей Попова Поля (герцеговина), чтобы получить семя папоротника, человек должен окружить растение бороздой и посыпать ее освященной солью.

Сербы и болгары на рождество мазали середину обрядового хлеба медом, а сверху насыпали ложку с. затем вырезали эту сердцевину и хранили ее для лечения людей и скота. У вост. славян особенно ценилась «четверговая» соль.

Хозяйки в великий четверг во время топки печей пережигали соль, которую потом давали скоту во время болезней; клали ее в пойло или в корм; с ней на пасху разговлялись яйцами, а также ели во время болезней.

Соль наделялась очистительными и освящающими свойствами
Поляки сыпали соль на дно, когда копали или чистили колодец. Болгары, отправляясь в первый раз на источник, бросали в него соль, чтобы вода не пахла.

Для вызывания дождя, а также от «уроков» в колодец сыпали соль, на которой готовили кутью.


Очистительное свойство соли позволяло преодолеть некоторые запреты: крестьяне орловской и курской губ. считали, что если тесто посолить, то не будет грехом печь хлеб в праздник.

Соль служит оберегом от нечистой силы, ведьм, порчи, сглаза, болезней и несчастий
Соль, насыпанная вокруг оберегаемого предмета (см. круг), является непреодолимой границей для нечистой силы, ведьм и всякого негативного воздействия. Чтобы уберечься от колдуний, болгары в ночь на св. Анну сыпали с. вокруг дома, от вампира — рассыпали соль вокруг могил. Соль сыпали вокруг деревни, чтобы наводнение отступило, на землю вокруг стада, чтобы коровы не расходияшсь (урал), и др.


Болгары считали, что для защиты от вампира достаточно положить на ночь под подушку железо, которым дробят соль, или просто произнести «дайте ми солното желязо» [дайте мне соленое железо].

Соль обязательно помещается возле кровати роженицы, кусочек соли зашивают в пеленку младенцу. Роженица, чтобы отогнать демонов (нави), должна сказать: «моята майкя сол тръля» [моя мать соль трет].

Ведьмы не могут навредить тому, кто употребляет освященную соль. Для защиты от сглаза следовало носить с собой щепотку соли, особенно беременным женщинам, роженицам, младенцам, а также путникам, охотникам.

Чтобы избавиться от последствий сглаза, мать трижды обходила колыбель ребенка с щепоткой соли, затем бросала ее в огонь (бел.).

В свадебной обрядности соль символизировала любовь и оберегала новобрачных от несчастий
В Сербии, войдя в новый дом, невеста сыпала немного с. в кастрюлю, чтобы хорошо жить с мужем. После венчания молодым посыпали колени солью, которую они слизывали друг y друга «для любви».


В костромской губ. дружка отрезал горбушку от хлеба невесты, круто ее солил и связывал с горбушкой жениха. Соль на свадьбе также служила оберегом от сглаза. при выходе из дома в церковь на венчание мать невесты давала ей мешочек с пеплом и солью; постель новобрачных кропили водой и солили и др.

Соль также служила средством наведения порчи на молодых: соль засыпали под порог, чтобы «испортить» жениха (с.-рус.).

В погребальной и поминальной обрядности соль, завернутую в тряпочку или бумагу, клали на грудь или в руку покойника, а затем добавляли в хлеб, скармливали скотине, чтобы удача, достаток и плодородие остались в доме (бол.). Кое-где в Болгарии в поминальные дни (задушница) раздают соседям муку и соль, «чтобы грехи умерших рассыпались так же, как сыплются мука и соль».

Чтобы покойник не стал «ходячим», соль сыплют покойнику в глаза, кладут на грудь, просыпают через ладони покойника (бод.). Дежуривший y гроба клал себе в карман соль, чтобы уберечься от нечистой силы.

Особенно распространено применение соли в скотоводческой магии. Чтобы овцы не разбредались в горах, пастух после первого, ритуального замера молока бросает соль по кругу и стреляет из ружья (карпат). Чтобы ведьмы не ходили в хлев, белорусы и поляки обсыпали солью порог или стойло. По поверьям, соль придавала скотине плодовитость и молочность. Сербы полагали, что корове следует давать как можно больше соли, чтобы она хорошо телилась.


Соль обеспечивала плодородие полей и защиту посевов
В полесье освященную соль подмешивали в семена при севе, рассыпали по полю в день сева льна или конопли, посадки картошки на поле клали «средопостный» крестик, святую воду и соль, свечку и читали молитву. В юрьев день болгары кропили соленой водой поля льна, заросшие сорняками. В полесье в этот день соль закапывали в жите вместе с крашеными яйцами и костями пасхального поросенка.

Благодаря способности притягивать влагу, соль широко использовалась для вызова дождя
Сербы Баната во время засухи опускали в три колодца немного соли, болгары молились над солью в ходе обряда «пеперуда»: собравшиеся y реки женщины делали из соли крестообразный знак на земле, священник читал молитву над столом, где стояла соль.

Жители полесья, чтобы пошел дождь, мочили пасхальную скатерть в воде и обсыпали ее солью, бросали соль в колодец и на перекресток.

Соль служила средством вредоносной магии и наведения порчи
Ср. насолить кому-нибудь ‘навредить’. недовольные хозяевами строители закапывали соль под угол дома, помещали щепотки соли под матицей, добавляли соль в глину, которой обмазывали печь, — и тогда в доме «пугало». Колдуньи рассыпали или закапывали соль на дороге, по которой скотина возвращалась с пастбища, чтобы отнять молоко y чужих коров и отдать своим.

Белорусы верили, что если тайком обойти человека с щепоткой соли, в нем разгорится любовь.


Соль широко применялась в лечебной практике
Соль вместе с чесноком или луком накладывают на больной зуб, с. кладут на обожженные и ошпаренные места, ею полощут больное горло, десны и др. при падучей завязывают в узелок соль и «печину», которые бросают за границу села. От колтуна нужно париться в соленой воде, прогреваться белым песком с солью.

По соли гадали о погоде, здоровье, жизни и смерти. В день св. Игната, в канун рождества или в день св. Трифона брали 12 «чешуек» лука, которые символизировали 12 месяцев, и на каждую сыпали соль на другой день смотрели: на каком из «лепестков» много воды — тот месяц будет сырой (о.-слав.). Поляки насыпали соль на хлеб: мокрый год предвещала соль, которая к утру растворялась и впитывалась в хлеб.

Мотивы продажи-покупки соли встречаются в народной астрономии (обозначение млечного пути: дорога така на нэби — чумак в крым по суль ездил). В ритуальных обходах и ряжении и др. в Белозерье ряженые на святки ходили продавать соль. Предлагая купить наколотый лед. В ритуале вождения «козы» поют песни о том, что она рога проела на соль, т.к. с. дорогая.

Запреты на купание в реке могли объясняться тем, что черт или водяной уезжал за солью, но вернулся к ильину дню и теперь может поймать и «осолить» купальщиц (белозер.).

Славянские древности.
Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н.И. Толстого)

Мы Вконтакте

Друзья сайта

IT-компания

Фаза Луны